Доступная среда
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются
специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для
получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: — использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; — использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования; — предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь; — проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий; — обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ОВЗ. В соответствии с данной статьей органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для
инвалидов — в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных
условий в общеобразовательных организациях, реализующих как основные
общеобразовательные программы, так и адаптированные основные
общеобразовательные программы, как в отдельном коррекционном классе, так и
совместно с другими обучающимися. Необходимость создания образовательных условий для ребенка с ОВЗ
фиксируется в рекомендациях ПМПК в соответствии с приказом Минобрнауки России
от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии». Зачисление в образовательную организацию детей с ОВЗ регламентируется
порядком приема граждан на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 г. № 458, и
осуществляется на основании личного заявления родителя (законного
представителя) ребенка и заключения, и рекомендаций ПМПК. В рекомендациях ПМПК
должна быть определена: — образовательная программа (основная образовательная программа начального,
или основного, или среднего общего образования; вариант адаптированной основной
образовательной программы начального, или основного, или среднего общего
образования — ч.2 ст.79 ФЗ №273; вариант адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающегося с умственной отсталостью;
адаптированная образовательная программа или специальная индивидуальная
образовательная программа развития, учитывающая особенности психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося с ОВЗ, в том
числе с умственной отсталостью, — п. 28 ст. 2 ФЗ № 273); — форма получения
образования; — необходимость
периода динамического наблюдения; — направления работы специалистов сопровождения (учитель-логопед,
педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог,
сурдопедагог, тифлопедагог); — условия прохождения
государственной итоговой аттестации и др. Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации
ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит
заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в
образовательные и иные организации). Вместе с тем представленное в
образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для
создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющими государственное управление в сфере образования, и/или органами
местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования,
образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с
их компетенцией условий для обучения и воспитания детей. В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ № 273 Минобрнауки России утверждены
порядки организации и осуществления образовательной деятельности и
устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную
деятельность по основным общеобразовательным и дополнительным
общеобразовательным программам, в том числе в части получения образования
детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья: — по основным общеобразовательным программам различного уровня и (или)
направленности — приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
регламентирующий особенности организации образовательной деятельности для
инвалидов и лиц с ОВЗ; ФЗ № 273 выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанных
образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок
приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия
родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов
об обучении. В части 13 ст. 60 ФЗ № 273 указано, что «лицам с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по
образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Следует отметить, что адаптированные основные общеобразовательные программы
являются предметом государственной аккредитации. В соответствии со статьей 16 ФЗ № 273 предусмотрена возможность реализации
образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Порядок
применения дистанционных образовательных технологий утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ». Образование обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В МОУ Белогородская средняя общеобразовательная школа специализированный
учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится на
этапах их поступления и обучения в школу. Для организации информационной открытости
для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте создан
специальный раздел «Доступная среда», официальный сайт адаптирован для лиц с
нарушениями зрения (слабовидящих); В школе создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного
образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ. Информация о
специально оборудованных учебных кабинетах Специальных условий доступа в кабинеты для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья нет по
причине невостребованности и отсутствия запросов. Доступ в здание
образовательной организации для инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на общих основаниях. Информация об объектах для проведения практических
занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ практические занятия по предметам учебного плана проводятся в кабинетах
химии и физики, информатики, биологии, технологии и ИЗО. Все
кабинеты оснащены необходимым оборудованием. Для осуществления учебного
процесса используется интерактивное оборудование.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать
в образовательном процессе на общих основаниях. Информация о
библиотеке Библиотека размещена на первом этаже и не приспособлена для использования
инвалидами и лицами с ОВЗ по причине
невостребованности и отсутствия запросов. Библиотека осуществляет информационное, библиотечное и
справочно-библиографическое обслуживание всех участников образовательного
процесса. Специального оснащения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья нет. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
используют ресурсы школьного информационно-библиотечного центра на общих
основаниях. Информация об объектах
спорта
Образовательная организация имеет: ·
Спортивный зал (180,0 кв.м) Оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием реализуется в полном
объеме по всем разделам учебной программы по предметной дисциплине «Физическая
культура».
Объекты спорта не приспособлены для использования инвалидами и лицами с
ОВЗ по причине невостребованности и
отсутствия запросов. Информация о средствах
обучения и воспитания В МОУ Белогородская средняя общеобразовательная школа имеются в наличии
следующие средства обучения и воспитания: ·
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии,
рабочие тетради, атласы, раздаточный материал); ·
электронные образовательные ресурсы; ·
аудиовизуальные (учебные презентации, учебные фильмы и др.); ·
наглядные (плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации и др.); ·
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, демонстрационные модели и др.); ·
учебные приборы (мобильная естественно научная лаборатория, физические
приборы и др.); ·
тренажёры и спортивное оборудование. Данные средства обучения доступны для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и
лицами с ОВЗ, в организации не имеется по причине невостребованности и отсутствия запросов. Информация об обеспечении доступа в
здание образовательной организации для инвалидов и лиц с ОВЗ: Специальных условий доступа в здание образовательной организации для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет по причине невостребованности и отсутствия запросов. Доступ в здание
образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется на общих основаниях. Информация о
специальных условиях питания При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения», утв. Постановлением главного санитарного врача от 27.10.2020 № 32. В МОУ Белогородская средняя общеобразовательная школа для инвалидов и
обучающихся с ОВЗ организовано бесплатное двухразовое питание. Столовая
расположена на первом этаже, вход через столовую через зону умывальников.
Столовая оснащена современным оборудованием, имеется обеденный зал на 80
посадочных мест. Информация о
специальных условиях охраны здоровья Первичную медико-профилактическую помощь, прохождение медицинских осмотров,
диспансеризацию, вакцинацию оказывает и проводит ГБУЗ «Кимрская ЦРБ», в
том числе лиц с ОВЗ и инвалидов. В школе ведется видеонаблюдение. Имеется кнопка тревожной сигнализации с
выходом на пульт специализированной охраны. Заключены договоры на обслуживание
и ремонт противопожарной сигнализации. Информация о доступе к
информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям
для обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, организован в
кабинете информатики, возможен в учебных кабинетах на рабочих
местах учителя и библиотеке. Безопасность работы в сети обеспечивается
антивирусной программой и системой
контент-фильтрации Интернет, ограничивающими доступ к ресурсам, запрещенным для
использования в образовательном учреждении. Наибольшую
образовательную ценность представляют бесплатные образовательные платформы для
обучения детей с ОВЗ 1.https://education.yandex.ru/lab/classes/90208/library/mathematics/ Яндекс.учебник.
Образовательная платформа, на которой могут работать учителя, дети и их
родители. Участники образовательного процесса могут самостоятельно загружать
задания, а могут использовать готовы. Существенный плюс платформы в том, что
ученик может обучаться дистанционно. Платформа пока охватывает два предмета:
русский и математику. Блок математики и русского языка содержит два уровня
заданий: базовый и повышенный. Материал охватывает основные разделы предметов,
что позволяет ребенку получить необходимый уровень знаний. 2.
https://uchi.ru/teachers/stats/main—
отечественная онлайн платформа для обучения. Эта платформа содержит большее
количество материала, чем Яндекс учебник. При этом, разработчики собрали
материал по всем основным предметам начальной школы. Особенность данной
платформы – анализ успехов и промахов ребенка, что позволяет сократить учителю
анализ деятельности, все результаты фиксируются на диаграмме. Для каждого
предмета выделены свои задания и раздела, которые дублируют раздела рабочей
программы, что является существенным подспорьем для учителя и родителей. 3.
https://iqsha.ru/онлайн платформа интеллектуального
развития детей. Платформа содержит материал по предметам: русский язык,
математика, окружающий мир, английский язык. Сайт удобен тем, что ребенку
задание озвучивает диктор, поэтому ребенок может заниматься самостоятельно.
Разнообразные задания и приятный, красочный интерфейс заинтересует ученика, что
положительно скажется на его учебной мотивации. 4.
https://chudo-udo.info/детский развивающий сайт
«Чудо-Юдо». Эта образовательная платформа настоящая сокровищница занятий и
упражнений для развития детей. На сейте есть различные рубрики, которые
поделены по возрасту и по цели занятий. Например, упражнения по развитию
логики. Материал представлен красочно, картинки высокого качества. Задания
читает диктор, что позволяет детям заниматься самостоятельно. Интерактивная
форма непременно привлечет внимание детей. 5.
http://poskladam.ru/онлайн платформа обучению
слогового чтения. Принцип сайта – учить играя. Сайт содержит разделы: чтение на
русскому языке, чтение на английском языке, обучение логике. Все задания ярко
оформлены, по мере прохождения материала, отрываются все более сложные задания.
Задания поделены на два уровня: базовый и повышенной сложности. По мимо помощи
детям в обучении, перед каждым заданием даются рекомендации по организации
задания для учителя и родителей. 6.
https://www.igraemsa.ru/онлайн платформа детских игр.
У сайта удобная навигация. Главная цель сайта – развитие логики и формирование
познавательного интереса. Задание читает диктор, что позволит формировать
самостоятельность у обучающегося. Материал красочный, соответствует возрастным
нормам. 7.
https://www.yaklass.ru/p— образовательная платформа
«Якласс». Платформа содержит материалы по всем школьным предметам. Для этой
платформы есть алгоритм работы: знакомство с теоретической частью темы, а потом
решение практических задач. Задачи поделены на уровни по сложности. Задания
должен читать взрослый. Интересен сайт тем, что материал подобран таким
образом, чтобы способствовать развитию у ребенка саморегуляции и силы волы.
Если занятия проводятся дистанционно, учителю на электронную придет отчет о
ошибках и успехах.
|